Идешь в банк — не забудь телефон
Ассоциация российских банков выступила с инициативой: представители организации предлагают внести некоторые поправки в закон «О национальной платежной системе». Речь идет, в частности, о том, чтобы клиенты в обязательном порядке повторно подтверждали свои транзакции. Аналитики считают, это создаст ряд трудностей мошенникам, но в то же время заметно увеличит нагрузку на коммерческие банки и сделает обслуживание менее удобным.
«Известия» сообщают, что суть инициативы АРБ заключена в том, что банкам придется обязательно получать повторное согласие каждого своего клиента на совершение операции. К примеру, снимая свои наличные, человеку придется выражать это самое согласие не только путем нажатий соответствующих клавиш в банкомате, но и посредством SMS. Соответственно, операция будет попросту приостановлена, если повторного подтверждения так и не поступит.
Банки тоже будут уведомлять клиентов повторно о каждой произведенной транзакции, а если повторное согласие не поступает, операция приостанавливается. Идет речь и о том, чтобы уведомление клиентов стало двойным.
Эксперты считают, что подобная инициатива Ассоциации является превентивной мерой защиты. Вызвана необходимость в подобных изменениях тем, что 1-го января 2013-го в силу вступил закон РФ «О национальной платежной системе». Он обяжет, в частности, банки совершать возврат средств на счет клиента в течение суток, если деньги были сняты без его согласия. На сегодняшний же день расследования ошибочных и мошеннических транзакций часто продолжаются месяцами.
Максим Осадчий, аналитик банка «БКФ», убежден, что предложение Ассоциации попросту неэффективно с экономической точки зрения. Подобное подтверждение каждой транзакции посредством SMS — это немалая дополнительная нагрузка на коммерческий банк, даже если обходится одно сообщение всего в 1,5 рубля. Кроме того, как раз с начала 2013-го банки не могут взимать с клиентов комиссии за SMS-оповещение.
Осадчий считает, что банкам будет проще и дешевле сразу возместить своему клиенту сумму той операции, которая совершена была без его согласия, а после опротестовать ее в платежной системе, чем применять предлагаемые дополнительные степени защиты. Да и без обновления ПО банкоматов не обойтись.
Владимир Тарико, занимающий должность директора департамента банковских карт в «Стройкредите», заявляет, что эта инициатива АРБ в целом трудновыполнима на практике. Причины разные: и очереди у банкоматов в дни выдачи заработной платы вырастут заметно, и с отправкой SMS вполне могут возникнуть проблемы. Во-первых, мобильного телефона попросту может не отказаться под рукой, во-вторых, на счету могут закончиться деньги, без которых сообщение уже не отослать, в-третьих, та самая очередь может дышать в спину и требовать освободить банкомат.
Результаты, пожалуй, предсказуемы. Да, банки вполне успешно решат задачу минимизации рисков обращения клиентов по злоупотреблениям. Но ведь при этом учреждения неизбежно столкнутся с огромным числом претензий касательно удобства использования пластиковых карт и сервиса в целом.